Как превратить уборку игрушек у дошкольников из скучного занятия в интересное и познавательное мероприятие?
Родители достаточно часто жалуются педагогам-психологам на тот факт, что играть дети любят, но убирать игрушки не хотят или делают это с большой неохотой. Кроме того, мамы частенько жалуются, что не могут усадить ребенка за стол для проведения тех или иных занятий с ним, дети проявляют активное сопротивление. И это является адекватным поведением ребенка дошкольного возраста. Ведь как только, например, развитие мелкой и крупной моторики и познавательной сферы превращается в игру, ребенок незамедлительно начинает проявлять интерес. Взрослым необходимо помнить, что игра является ведущим видом деятельности для дошкольника. Так и уборка игрушек можно превратить в игру, при этом развивая познавательные процессы малыша. Для того чтобы это занятие сделать интересным и увлекательным мы предлагаем использовать следующие приемы:
Так, например, можно проводить уборку игрушек ориентируясь на день недели.
- Понедельник: раскладывать игрушки в коробки по цвету;
- Вторник: по формам (круглые предметы и игрушки, имеющие углы);
- Среда: по размеру: большие и маленькие;
- Четверг: сортировка по группам – для девочек: одежда для кукол, посуда, мебель, бытовая техника, продукты; - для мальчиков: машины легковые и грузовые (большие и маленькие), самолеты, солдатики, инструменты, бытовая техника;
- Пятница: одушевленные (кто? – мишка, слон,) и неодушевленные (что? – машина, мяч);
- Суббота: по материалу: мягкие и твердые;
- Воскресенье: со звуком и без него.
Представленная ниже классификация игрушек даст возможность родителям самим, проявив творчество, придумать каким образом в тот или иной день организовать уборку игрушек:
- Игрушки-забавы – смешные фигурки человечков либо зверюшек. Например, повар, готовящий яичницу, или зайчик, выбивающий лапками ритм на барабане.
- Технические игрушки – разные машинки, агрегаты, конструкторы, которые хорошо развивают мелкую моторику, ориентацию в пространстве, мышление и творческие способности.
- Спортивные моторные игрушки – особый тип, способствующие двигательной активности. (игрушка-каталка, мячи, кегли, скакалка, обруч летающая тарелка и т.д.)
- Музыкальные игрушки – погремушки, дудочки-бубенцы, ксилофоны, барабаны.
- Дидактические игрушки – мозаики, пазлы, лото, с помощью которых дети знакомятся с цветом, формой, размером. При этом у малыша развивается сосредоточенность, целеустремленность, вырабатывается умение доводить дело до конца, а также развивается мелкая моторика.
- Строительные игрушки – для созидания, состоящие из геометрических тел, крупногабаритных и мелких деталей.
- Сюжетные и образные игрушки – мягкие зверюшки, куклы и мебель для них, посуда – помогают развить навыки будущей хозяйки, заботливой мамы.