ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ГАРМОНИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

03 марта 2022
Автор : Гулиева Элина Александровна

В связи с введением новых стандартов в сфере дошкольного образования воспитателю в первую очередь необходимо пересмотреть устоявшиеся формы и методы работы с детьми. В настоящее время многие исследования в педагогике свидетельствуют о необходимости применения более гибких моделей образовательного процесса.

Важно отметить, что основополагающей является форма организации деятельности, которая непременно должна быть привлекательной для детей.

В своей работе реализую поставленные цели с помощью театрализованной деятельности. Специалисты отмечают особую важность использования сюжетно-ролевых и театрализованных игр для развития ребенка. Результатом таких форм работы становятся активизация самостоятельной деятельности детей, проявление творческих способностей, успешная адаптация и социализация. Кроме того, развивается связная речь, начинающаяся с диалогического стиля общения воспитателя и ребенка.

Приоритетным направлением в работе с младшими дошкольниками в нашем саду является художественно-эстетическое. Основой для развития гармоничной личности, проявления творческих способностей, нами была выбрана театрализованная деятельность.

Работая в младшей группе, часто использую элементы театрализации в игровых ситуациях, развлечениях, праздниках. Малыши с большим удовольствием «превращаются» в небольших сценках в животных, подражая их повадкам, имитируя движения и голоса.

Особое внимание уделяю сказочным образам животных, делая упор на характер движения, интонацию: веселые и грустные зайчата, три медведя, гуси-лебеди и др. В таких игровых ситуациях часто использую элементы психогимнастики: дует ветер, идет дождик, выглянуло солнышко и др.

В группе ведется работа по организации пространственно-предметной среды: оформляется театральный уголок, в котором уже присутствуют игрушки, элементы ряженья, пальчиковый театр для разыгрывания сказок «Маша и медведь», «Три поросенка», «Колобок» и т. д.. Проводя индивидуальную работу с детьми, поощряю их участие в инсценировках, желание играть небольшие роли, стараюсь получить эмоциональную отзывчивость, смену мимики, умение передавать настроение.

В процессе образовательной деятельности систематически провожу речевые упражнения с применением считалок, потешек, прибауток, использую элементы артикуляционной гимнастики и логоритмики (игры-драматизации, хороводы, инсценировки стихов и песен).

В нашем саду ведется работа по воспитанию разносторонне развитой личности дошкольника. Поэтому каждый месяц приглашаются артисты театров, которые показывают познавательные спектакли и представления для детей. Воспитатели в свою очередь проводят беседы о правилах поведения зрителей в театре. А дети учатся выражать свое отношение к происходящему, быть вежливыми, внимательными, вживаться в образ, анализировать свою игру и исполнение других героев.

Использование театрализованной деятельности позволяет решить многие педагогические и психологические задачи, касающиеся формирования навыков коммуникации, адаптации, социализации и художественно-эстетического воспитания.

Специально для театрализованных инсценировок изготавливаю авторские игры. Ярким примером служит игра к сказке «Теремок», где домик сшит из ткани, окошки – карманы для героев, которые связаны из пряжи крючком. Играя, дети по желанию исполняют роль любимого персонажа – песни мышки, лягушки, зайчика.

При подготовке к занятиям изучаю специализированную литературу. Наиболее интересной для меня стала методика Н. Ф. Сорокиной «Театр – творчество – дети», книга Э. Г. Чуриловой «Организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников». Данные работы считаю необходимыми в использовании, так как основной их направленностью является развитие психомоторных и эстетических способностей детей, где театральная игра – начало творческой деятельности, основа развития гармоничной личности.

В системе работы по театрализованной деятельности в младшей группе поставлены следующие задачи: умение владеть своим телом, координировать свои движения, активизация познавательных и речевых процессов.

В содержание занятий по театрализованной деятельности включены: просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним, игры-драматизации, упражнения для социально-эмоционального развития детей, артикуляционная гимнастика, игры-превращения, пальчиковая гимнастика, подготовка и разыгрывание сказок и инсценировок и т. д.

Также ведется работа по приобщению родителей к театрализованной деятельности (создание костюмов, разучивание диалогов), которые являются зрителями, искренне переживающими за своих маленьких актеров.

Театрализованная деятельность открывает необъятные просторы для развития творческих способностей. Именно от своевременного и правильного использования таких возможностей во многом будет зависеть гармоничность и целостность развивающейся личности дошкольника, а в будущем, творческий потенциал взрослого человека.

Другие статьи