Формирование инклюзивного пространства ДОУ в рамках реализации проекта «Разные дети – равные возможности» в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 33»
Наше учреждение посещают дети различных категорий: здоровые дошкольники, дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, дети после кохлеарной имплантации), тяжелыми нарушениями речи, НОДА, интеллектуальными нарушениями, со сложными нарушениями в развитии. Пребывание в одном учреждении здоровых детей и дошкольников с ОВЗ предполагает организацию тесного взаимодействия между этими категориями детей с целью воспитания гуманного, доброжелательного, толерантного отношения друг к другу, создания инклюзивного образовательного пространства. Основная образовательная программа разработана с учетом особенностей развития всех категорий детей, и предусматривает создание безбарьерной среды. Но для создания инклюзивного пространства надо перестроить работу учреждения так, чтобы создавая специальные условия для «особых» детей, не нарушать принцип равных прав для детей, не имеющих нарушений развития, надо научиться работать со всеми детьми.
Актуальность проекта «Разные дети – равные возможности» состоит в предоставлении образовательной услуги учреждением таким образом, чтобы обеспечить всем дошкольникам в равном объёме полноценное участие в социальной жизни детского сада, учитывая при этом, индивидуальные особенности каждого ребёнка.
Наше учреждение располагает условиями необходимыми для реализации инклюзивного проекта.
Кадровый состав педагогических работников МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №33» включает в себя: воспитателей, учителей – дефектологов, учителей – логопедов, педагогов – психологов, инструкторов по адаптивной физической культуре, музыкальных руководителей и педагогов дополнительного образования. Педагоги Учреждения постоянно повышают уровень профессиональной компетентности, посещая курсы повышения квалификации различного уровня, а также транслируют опыт работы на районном, городском и региональном уровнях.
В детском саду современно оснащены групповые, кабинеты специалистов, центр коррекции и развития, оборудованы тёмная и светлая сенсорные комнаты, спортивный и музыкальный залы, а также прогулочные детские площадки. Современное развивающее оборудование имеют возможность использовать в образовательной деятельности все педагоги.
Инклюзивное образовательное пространство основано на предоставлении вариативных форм обучения и воспитания для детей с разными стартовыми возможностями.
В детском саду применяются различные модели включения детей с ОВЗ в образовательную среду детского сада.
В детском саду работает структурное подразделение «Лекотека» для детей с комплексными нарушениями развития, которое предполагает индивидуальные формы работы с детьми. Для того чтобы и детей с тяжёлыми нарушениями развития включать в общую образовательную среду детского сада, был разработан проект «Слышать сердцем». Регулярно проводя педагогические наблюдения и отслеживая динамику развития воспитанников СП «Лекотека», специалисты имеют возможность подобрать модель включения ребёнка с комплексными нарушениями в общую среду детского сада в соответствии с актуальным уровнем его развития и социальной адаптации.
Для успешного внедрения практики инклюзивного образования в детском саду создана управленческая модель ДОУ. Командная работа сотрудников – один из важных принципов организации инклюзивного процесса. Одной из основных форм командного управления ДОУ является Центр координации инклюзивных процессов, который решает как стратегические, так и оперативные задачи. В целях эффективной реализации ФГОС ДО и создания инклюзивной образовательной среды детского сада мы предлагаем следующую модель организации образовательной деятельности ДОУ.
Образовательная деятельность со всеми детьми независимо от состояния их здоровья ведётся по 5 основным направлениям развития в соответствии с ФГОС дошкольного образования. С целью преодоления дефицитов развития дошкольников с ОВЗ в детском саду работает центр развития и коррекции «Развиваться и дружить!». На занятиях учителя-дефектолога, педагога – психолога в этом центре разрабатываются индивидуальные маршруты развития дошкольников с ОВЗ для того, чтобы обеспечить освоение детьми основной образовательной программы ДОУ и на равных включаться в образовательную деятельность групп.
В детском саду еженедельно реализуется такая форма работы как «Весёлый час». Работа в формате «Весёлого часа» позволяет решить следующие образовательные задачи. Прежде всего, дети всего детского сада в соответствии с возрастом, независимо от состояния их здоровья, собираются на итоговое образовательное мероприятие по теме недели, но, самое главное, «Весёлый час» является прекрасной возможностью организовать взаимодействие разных категорий детей в беседах, играх, конкурсах, викторинах, спортивных состязаниях. Дошкольники с ОВЗ и здоровые дети учатся общаться и привыкают находиться вместе в естественных условиях.
К основным рискам в реализации проекта можно отнести следующие: недостаточная психологическая готовность родителей к обучению детей в режиме инклюзивного образования; непонимание некоторыми педагогами сущности инклюзивного образования; недостаточная оснащенность оборудованием и методическими материалами для реализации инклюзивных практик.
Таким образом, реализуя представленную модель организации образовательной деятельности в Учреждении, мы имеем возможность говорить о создании инклюзивной образовательной среды детского сада, в которой в разных видах детской деятельности будут решаться вопросы создания совместного образования дошкольников с ОВЗ и здоровых детей.